13.09.2018
ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод, что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие умением проектировать и достигать запланированного результата.
Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов ДОУ:
1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации
2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.
3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.
4. Имея дома, цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.
5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.
6. Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.
7. Недостаточная методическая подготовленность педагога.
И самое важное, что удалось выявить:
– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.
Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний о возможностях ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.
Формы и методы повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива:
1.Дистанционные постоянно действующие курсы или система экспресс-консультаций по ИКТ-грамотности;
2.Организация и постоянное пополнение единого банка ЦОР (информационных образовательных ресурсов) ДОУ, в котором педагоги могут почерпнуть необходимые сведения о методике использования возможностей ИКТ в учебно-воспитательном процессе, и увидеть все возможности ИКТ.
3.В рамках методической работы организация методических конкурсов, разработок занятий с использованием ЦОР, а также проведение различных семинаров и мастер-классов.
4.Активное включение педагогов в разработку учебных материалов с применением ИКТ, участие в конкурсах.
5.Мероприятия по информированию педагогического коллектива о новинках в области ИКТ.
6. Формирование проекта по повышению качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
8. Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
9. Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;
10. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
11. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;
В практику работы методиста рекомендуется включить такие формы работы с педагогами, которые направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения ИКТ-компетентности педагогов:
мастер-классы;
педагогические мастерские и наставничество;
обучающие семинары;
работа в паре;
тематические семинары.
Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.