Образовательная деятельность в МКДОУ «Детский сад № 6» осуществляется на основании:
Ø Конвенции о правах ребенка;
Ø Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Ø Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
2.4.1.3049 - 13;
Ø Федерального государственного образовательного стандарта
ДО;
Ø Устава МКДОУ «Детский сад № 6»
Основополагающими документами
нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для
исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром
развития системы дошкольного образования являются:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования;
• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности» »
(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября
2013);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы в дошкольных организациях.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где
происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама
природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и
др.
Необходимо отметить, что образовательная
деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в
дошкольной организации.
Это:
- Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
- Образовательная деятельность в режимных моментах;
- Организованная образовательная деятельность;
- Самостоятельная деятельность детей.
Образовательная деятельность
осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей
(образовательные области):
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных
видах деятельности:
В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с
составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки,
сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами
и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной
литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Организованная образовательная деятельность
представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:
- с одним ребенком;
- с подгруппой детей;
- с целой группой детей.
Выбор количества детей зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская,
двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию;
сложности материала.
Организованная образовательная деятельность в виде учебной деятельности
через организацию детских видов деятельности
Образовательная деятельность детей в режиме дня.
Помимо организованной образовательной
деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная
деятельность в режиме дня:
-в утренние и вечерние часы;
-на прогулке;
-при проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:
- охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;
-формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и
предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);
-освоение первоначальных представлений социального характера и включение
детей в систему социальных отношений;
-формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной
деятельности в режиме дня:
- подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения,
двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники,
физкультурные минутки;
-оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие
мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации,
творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению
культурно-гигиенических навыков;
-анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры
безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по
экологической тропе;
-игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие
сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
-опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных
проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
-беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы,
отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные
разговоры;
-слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры и импровизации,
-вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства,
мастерские детского творчества и др.
-самостоятельная деятельность детей.
По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации
работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет
(игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня
должно отводиться не менее 3-4 часов.
Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для
организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую
предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из
того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных
программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом
национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная
среда должна быть:
-содержательно – насыщенной,
-трансформируемой;
-полифункциональной;
-вариативной;
-доступной;
-безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным
возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем
(в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе
с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное
благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство
должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения,
предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
-возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих
жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
-наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры,
конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
-доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
-свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.