Региональный компонент в
системе внедрения ФГОС в ДОУ
Дошкольный возраст -
благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно
- патриотических чувств. Федеральные государственные стандарты рассматривают
учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности
дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств
являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. На нас,
педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее
поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею.
И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается
с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает
историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью
происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой
Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Современные требования к
организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с
учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами
дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ,
помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое
развитие дошкольников.
Духовно –нравственное
воспитание в нашем детском саду реализуется в рамках образовательной области
«познавательное развитие», с учетом национально-культурных условий,
многонационального состава населения и спецификой географического расположения
Республики Дагестан, направленная на воспитание у детей гражданственности,
патриотизма, формирование основ краеведения, представлений о
культурно-исторических, национальных, географических и природных особенностях
родного края, с активным вовлечением детей в различные виды деятельности и
привлечением к сотрудничеству родителей.
Это предполагает решение целого комплекса задач: образовательных, развивающих,
воспитательных.
1. Развитие у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности;
2. Развивать интерес, положительное отношение к изучению истории родного края.
Подвести детей к пониманию того, что история региона неразрывно связана с
историей России.
3. Формировать общие представления о своеобразии природы Дагестана, воспитание
позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к ней;
4. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей через
знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
5. Воспитывать навыки трудолюбия, уважительного отношения к труду, формирование
бережного отношения к результатам труда.
Формы и методы работы с
детьми, обеспечивающие реализацию краеведческого содержания, реализуемого в
основных компонентах образовательной деятельности.
Наиболее значимой формой
расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии и целевые
прогулки. Экскурсионные объекты – это памятные места и достопримечательности,
социальные и природные объекты ближайшего окружения.
Неиссякаемый источник
информации - краеведческий музей. Музей– это место, где дети получают возможность
прикоснуться к живой истории поселка, к реальной жизни его коренных жителей,
почувствовать всю грандиозность происходящих в нем событий, испытать
эстетическое наслаждение от творчества народных умельцев и мастеров своего
дела.
Большое значение для полноценной реализации национально – регионального
компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка
образовательного пространства. Начиная со среднего дошкольного возраста, в
группах оформляются уголках краеведения подбираются материалы по ознакомлению
детей с родным городе Избербаше и родной страной.
Кроме того, программой
предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской
деятельности: макеты, стенгазеты, выставки творческих работ, деятельность по
благоустройству нашего детского сада, охране природы. Дети принимают участие в
различных мероприятиях, проводимых администрацией города, праздничных мероприятиях.
Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой, участвуем в выставках детских
рисунков.
Важным аспектом является
взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это
полноправные участники образовательного процесса. Семья занимает ведущее место
в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования
личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви
к родному городу, родной природе.
Главная ценность предлагаемых форм
– вовлечение родителей в образовательное пространство и возможность
продемонстрировать собственным примером активную позицию гражданина своего
города.
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса
коллекционными материалами, приобщают детей к традициям своей семьи, своего
народа участие в мероприятиях учреждения.
Начиная работу по
региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические,
природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое
главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
Еще
великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого
человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда
сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы».
Нам хотелось, что бы
впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному селу и
к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.