Формирование ключевых предпосылок подготовки педагога к внедрению ФГОС и разработка модели психолого-педагогического сопровождения педагогов – в настоящее время одно из необходимых направлений методической работы в ДОУ.
Цель:
Основной целью методической работы в нашем ДОУ на современном этапе является:
создание условий для формирования готовности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
- вовлекать каждого педагога в творческий поиск;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- способствовать созданию и сохранению в коллективе педагогов атмосферы психологического комфорта и творчества, желания делиться педагогическим опытом;
- способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников профессионального мастерства.
Одним из современных подходов, к организации методической работы, используемых в ДОУ, является интегрированный подход как средство повышения профессиональной компетентности педагогов.
Основными направлениями интегрированного подхода в работе с педагогическим коллективом является:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- самообразование;
- саморазвитие через разные формы методической работы;
- обновление педагогического процесса в рамках инновационного режима;
- взаимодействие и интегрирование всех участников образовательного процесса;
- методическое обеспечение интегрированного подхода к организации педагогического процесса;
- поиск и реализация методов педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.
Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:
- педсовет;
- семинары, семинары-практикумы;
- открытые просмотры;
- медико-педагогические совещания;
- консультации;
- педагогическая мастерская;
- мастер-классы;
- «круглые столы»;
- проектная деятельность;
- методические объединения.
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в ДОУ является семинар-практикум.
Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
Проведенные семинары практикумы на уровне ДОУ:
- «Современные технологии эффективной социализации дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС»,
- «Проектный метод деятельности в ДОУ»,
- «Формирование психологического микроклимата в группах детского сада».
Активно используется в методической работе ДОУ игровое моделирование по различным проблемам:
- «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
- «Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности»;
- «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса – как условие реализации ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»;
- «Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».
Мастер – класс.
Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов других ДОУ.
Педагогическая мастерская
Цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми
Центром всей методической работы ДОУ являетсяметодический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
Методический кабинет - это копилка лучших традиций нашего дошкольного учреждения. Методист делает накопленный опыт живым, доступным, учит педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организует работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки:
- Идет аттестация!
- К праздничным датам.
- Подготовка к педсовету.
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:
- материал семинаров-практикумов;
- план – график повышения квалификации педагогов;
- план аттестации педагогических кадров;
- передовой педагогический опыт.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:
• курсовая подготовка;
• участие в работе творческих групп, клубов;
• участие в методических объединениях.
Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.
Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
• передовой опыт представляет собой высокое мастерство педагога и является движущей силой улучшения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.
• передовой опыт – результат творческого поиска педагогов, где сливается воедино творческое, новаторское и в тоже время традиционное начало.
• На первом этапе осуществляется предварительное детальное и всестороннее изучение опыта педагога. Только совокупность использования различных методов исследования опыта (наблюдение и анализ образовательного процесса, беседы с воспитателем и детьми, анализ педагогической документации, проведение экспериментальной работы) позволит объективно оценить и рекомендовать его как передовой.
• На втором этапе передовой педагогический опыт обобщается, т.е. описывается. Существует алгоритм описания передового педагогического опыта комплексом информационно-педагогического модуля: сообщение, запись педагогической информации.
• Третьим этапом является распространение и внедрение передового педагогического опыта.
В рамках ДОУ этому способствуют такие формы работы как педагогические чтения, выставки, взаимопосещения, открытые просмотры и т.д.
К групповым формам относятся:
- участие педагогов в методических объединениях района, МДОУ;
- организация теоретических и научно-практических конференций;
- педсоветы.
К индивидуальным относятся:
- наставничество,
- взаимопосещения,
- беседы,
- самообразование,
- индивидуальные консультации.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, мы руководствуемся:
• целями и задачами ДОУ;
• количественным и качественным составом коллектива;
• сравнительной эффективностью форм и методов работы;
• особенностями образовательного процесса;
• материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
• реальными возможностями;
• передовым опытом и научными рекомендациями.
Планирование методической работы
Планирование осуществляется на аналитической основе:
- анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов);
- анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы);
- уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы;
В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется мониторинг ее эффективности. Данные мониторинга способствуют современности и действенности внесения корректив в организацию методической работы.
В методической работе ищем новые инновационные формы работы с педагогами, но главное - любовь к детям.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Главное – захотеть. Важно научить свое сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих воспитанников.